ОТРАСЛЕВЫЕ ЭКСПЕРТЫ И УЧАСТНИКИ ОТРАСЛИ ОБСУДИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ ПРОДУКЦИИ ЛЕГПРОМА

ОТРАСЛЕВЫЕ ЭКСПЕРТЫ И УЧАСТНИКИ ОТРАСЛИ ОБСУДИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ ПРОДУКЦИИ ЛЕГПРОМА

4 cентября, на выставке “Интерткань” прошло заседание «Внедрение маркировки на предприятиях легпрома. Пошаговая инструкция».

Введение маркировки связано с необходимостью ограждения внутреннего рынка от всевозможных фальсификатов, то есть некачественной продукции, а также от товаров незаконного реэкспорта. Потому что совокупная доля такой продукции на российском рынке изделий легпрома, по многим оценкам, составляет минимум 30%.

Но вопросы, обусловленные введением маркировки продукции, вопросы остаются среди наиболее актуальных в отрасли. Прежде всего, это вопросы наиболее эффективного использования современных технологий и уровня дополнительных расходов для предприятий в связи с введением этой системы. При этом, ряд нормативно-правовых и технологических вопросов в системе маркирования продукции остаются нерешенными или неконкретно отраженными в соответствующей документации.

Эти акценты были основными в ходе состоявшихся заседания и последующей дискуссии в его завершении.

Напомним, с 1 декабря 2019 года в России вводится маркировка товаров легпрома. Причем переход на систему маркировки будет не одноэтапным, как планировалось ранее, а составляет несколько последовательных этапов. Но с указанного срока под маркировку подпадают не весь товарный ассортимент отрасли, а предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

При этом, 1 июля 2019 года в России уже стартовал проект по маркировке обувной продукции.

Во вступительном слове президент Союзлегпрома Андрей Разбродин подчеркнул, что лет 6 тому назад Союзлегпром ставил вопрос о маркировании импортных товаров, ввиду растущей доли импортного и реэкспортного фальсификата на российском рынке. Поступающего, в большей своей части, через «облегченные» таможенные границы между странами ЕАЭС.

Но впоследствии ситуация усложнилась, ввиду увеличения производства и сбыта фальсификатов в РФ, фальсификации страны происхождения продукции легпрома, ввозимой в страну, и т. п. факторов. Потому требуется, по словам А.Разбродина, маркировка всех товаров на внутреннем рынке с параллельным формированием системы товаропродвижения в рамках всего ЕАЭС.

Но создание всей маркировочной системы не должно стать новым финансовым бременем для добросовестных товаропроизводителей. Тем более что оно отразится на ценах на продукцию, что в условиях низкого спроса экономически опасно для предприятий.

Анна Орлова, руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости товаров АКОРТ уточнила, что с 1 декабря с.г. маркировка обязательна для всех вышеупомянутых товаров легпрома. По ее словам, уже разработана Дорожная Карта по введению маркировки, которая вскоре будет представлена в Минпромторг РФ.

Ряд участников заседания отметили, в этой связи, что соответствующие нормативные документы «запаздывают», потому у многих предприятия предвидят трудности в процесс проведения маркировки. Ибо, как говорится, сроки поджимают.

Более подробно эти вопросы прокомментировала Вера Волкова, руководитель проекта «Легкая промышленность» в ЦПРТ. Она согласилась с тем, что известное постановление правительства РФ N 790 от 25 июня с.г. принято как бы «вдогонку» экспериментам по маркировке, оно же определило означенные сроки её введения для изделий отрасли. И, хотя уже подготовлены соответствующие методические рекомендации по этому комплексному мероприятию, они до сих пор не подписаны в Минпромторге РФ. Причем в них, как отметила В.Волкова, учтены все рекомендации и замечания этого ведомства.

Между тем, в «Российскую систему мониторинга товаров» (официальная аббревиатура маркировочной системы) при проведении соответствующего эксперимента по маркировке входят товары; участниками являются производители, импортеры, комиссионеры, торговая сеть (опт и розница). Коды маркировки по конкретным группа товаров, как отметила В.Волкова, «приведены, что называется, к единому знаменателю».

При этом, вследствие специфики многих товарных позиций в сфере легпрома, проверочные идентификационные коды (ПИК), например, по обуви отличаются от таких кодов по другой продукции легкой промышленности. В целом же, ПИК сокращен с 48 до 18 символов с целью меньшей «громоздкости» данного кода.

Для получения кода идентификации, по словам эксперта, сегменты одежды и текстиля разделены: в первом случае в реестр требуемых данных включены 12 атрибутов, во втором — 13 (добавлена категория «цвет товара»). В целом, в составе набора этих атрибутов – страна производства (происхождения); вид товара; его модель; используемое сырье и другая информация для максимально полной характеристики маркируемой продукции.

В.Волкова также уточнила, что выдача аппаратных комплексов для проведения маркировочных мероприятий стартует в начале сентября. Причем «уже сейчас имеется не меньше 300 соответствующих заявок, которые нужно удовлетворить до конца сентября с.г.». Комплексную электронную систему по осуществлению операций, связанных с маркировкой товаров, планируется ввести в действие не позже октября с.г. c подключенным к ней мобильным приложением.

В выступлении Веры Волковой были рассмотрены и другие аспекты действия системы маркирования продукции и обращения на рынке промаркированных товаров.

Что касается маркировки импорта, требуется, по мнению В.Волковой и других участников заседания, скорректировать решение Комиссии Таможенного Союза (от 20 мая 2010 г., N 257) относительно таможенного декларирования товаров в связи с вводимой их маркировкой. «Нужно ускорить решение этого вопроса», как подчеркнула В.Волкова, но конкретных сроков в этой сфере эксперт не обозначила.

В связи с упомянутыми и смежными вопросами, как отметила А.Орлова, переходный период по маркировке товаров легпрома, «скорее всего, составит один год — то есть, до 1 декабря 2020 г. ввиду широкого ассортимента этой продукции и ее специфики». Она уточнила, что маркировка товарных остатков будет вводиться с апреля 2020 г. А с января 2021-го вводится запрет маркирования товаров, ввезенных в РФ после 1 ноября 2020 г., но приобретенных/закупленных до этого срока.

Что касается таможенной проблематики в контексте маркировочной системы, Анна Стоянова, ведущий консультант отдела оформления вне таможенных пунктов пропуска профильного управления ФТС, вкратце разъяснила ряд вопросов в данной сфере. По ее словам, в случае ввоза немаркированной продукции, ее маркировка возможна на таможенных пунктах в режиме таможенного склада. При этом ФТС и ЕЭК уточняют классификацию товаров для таможенных процедур: совместно с ЕЭК уточнён набор электронных форматов для документации о продукции для таможенных органов.

А.Стоянова предложила участникам форума направить в означенный отдел ФТС конкретные вопросы, связанные с таможенными процедурами в отношении маркируемых/перемаркируемых товаров, товарных остатков и т.п.

Представители ряда компаний поделились с экспертами опытом экспериментальной маркировки своей продукции и высказали мнение о сохраняющихся в этой сфере «изъянах».

Так, аналитик компании «Спортмастер» Алексей Тимченко обратил внимание на проблемность перемаркировки продукции, в том числе экспортируемой. Возникают вопросы, по его словам, и в требуемом агрегированном описании продукции для получения кода идентификации.

По его мнению, трудновыполнимые требования к перемаркировке товаров предъявлены в правительственном постановлении N 860 (от 5 июня с.г.). нужно направить соответствующий запрос в минпромторг РФ и ЦРПТ-оператору. Тем более что эти требования косвенно, как считает эксперт, облегчают проникновение на рынок нелегального импорта.

Анна Орлова уточнила, что такой запрос уже направлен в Минпромторг.

Что касается точного определения товарной номенклатуры ВЭД для товаров легпрома, классификацию такой документации для целей проведения маркировки, по мнению эксперта, «нужно проводить тщательно и заблаговременно».

А.Тимченко также напомнил, что действуют ряд ограничений по заказу маркировочных компонентов: например, в одной заявке на маркировку максимальное количество товаров составляет 200 наименований. Некоторые компании предлагаю увеличить эту планку.

А для ускорения всех стадий маркировочных процессов целесообразна, по мнению эксперта, автоматизация сканирования кодов, наносимых на товар. Такое сканирование нужно «и для контроля факта нанесения и для читаемости штрих-кода». С чем согласились все участники заседания.

В свою очередь, Александр Охрименко, главный экономист ОАО «Шуйские ситцы» (Ивановская область), выразил согласие с оценками, согласно которым внедряемая в легпроме система маркировки недостаточно учитывают специфику отрасли. Что наряду с упомянутыми на заседании проблемами, требует также дополнительного штата работников-специалистов, сведущих в вопросах маркировки продукции.

Отметил эксперт и сложность внедрения данной системы для мелкого опта и малого бизнеса, с чем согласились участники заседания.

Аскар Рахимбердиев, руководитель он-лайн сервиса «Мой склад», рассказал о опыте этой компании в использовании интернет-ресурса для ускорения процессов маркирования товаров. При этом он подчеркнул, что наряду с неизбежными технологическими изменениями в работе компаний в связи с маркировкой, потребуется обновление кассового и смежного оборудования.

В завершении заседания состоялась дискуссия по всей «цепочке» вопросов, связанных с технологическими инструментариями, экономическими и нормативно-правовыми аспектами проведения маркировки продукции легпрома.

Предложения и рекомендации участников заседания вскоре будут обобщены и направлены в профильные ведомства и бизнес-ассоциации.

Источник новости: https://www.souzlegprom.ru/